Идея нэндзю (нелинейного рэндзю)
Почему:
У меня всегда было ощущение, что правила классического рэндзю неестественны и попросту некрасивы. Они асимметричны (у противников совершенно разные стратегия и цели), и с годами становятся всё уродливее в своей сложности.
Новые правила:
1. Чёрные начинают одним камнем в центре доски (так же, как в гомоку).
2. Белые отвечают согласно Правилу Нелинейности*.
3. Чёрные отвечают, и тоже согласно Правилу Нелинейности*.
4. Игра продолжается до тех пор, пока на доске не окажется пять или более камней подряд одного цвета в одну линию (горизонтальную, вертикальную или диагональную). Если таких камней ровно пять, то этот цвет выигрывает игру, а если шесть или больше (длинный ряд), то проигрывает.
*Правило Нелинейности: каждый игрок обязан выкладывать по два камня за ход, но так, чтобы они не находились на одной линии (горизонтальной, вертикальной или диагональной) независимо от расстояния и преград между ними (пустые точки или другие камни). Стороне, нарушившей (или не могущей не нарушить) это правило, засчитывается поражение.
Преимущества Правила Нелинейности:
1. Два камня, выставляемых в течение одного хода, не могут соприкасаться. Это в числе прочего не позволит закончить игру, достроив ряд из трёх до ряда из пяти или заполнив «бреши» в ряду до ряда из пяти.
2. Два камня, выставляемые в течение одного хода, не могут закрыть какой-либо ряд соперника с обеих сторон.
3. Однорядные угрозы (четвёрка или открытая тройка) становятся слабее, что даёт больше свободы для манёвра, что особенно существенно белым.
4. Любая вилка, состоящая из двух угроз (если это, конечно, не две открытых четвёрки), не даёт немедленную победу, хотя и позволяет во многих случаях сохранять инициативу тому, кто её создал.
5. Три угрозы (не обязательно в одной вилке) в большинстве случаев должны привести к победе.
6. Другая интересная возможность возникает в ситуации, когда две полуоткрытых четвёрки расположены, так что обе позиции для пятого камня находятся на одной линии (например, параллельные полуоткрытые четвёрки: !! или := или аналогично, но со сдвигом).
Недостатки Правила Нелинейности:
1. Иногда во время игры будет трудно заметить нарушение Правила Нелинейности если два камня выложены на большом расстоянии друг от друга. Тем не менее, ответственность за соблюдение этого правила несёт игрок, ставящий камни. Если его соперник проигрывает и апеллирует на основе записи ходов, то результат меняется на противоположный. Несколько упростить ситуацию могут электронные сенсоры под доской.
2. Отсутствие статистики. Я не являюсь сильным игроком ни в рэндзю, ни в гомоку (нет ни разряда, ни титулов). Разумеется, я провёл некоторое количество игр против себя самого, чтобы проверить идею и ощутить «вкус» новой игры, но глубокий анализ мне не по плечу. Я вполне допускаю, что можно выработать методики, позволяющие чёрным получать существенную инициативу из правил, описанных выше. Два камня за ход всё равно сильнее одного. К тому же, первый камень на доске — чёрный, и это тоже даёт какой-то перевес.
Заключение:
Благодарю вас за внимание. Был бы очень признателен, если бы какие-то серьёзные игроки или может даже клубы заинтересовались проверить мою идею на практике.